logo

Главная Задания
Печать
БОТАНИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
ПРОСТЫЕ ОПЫТЫ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

     Для проведения опытов необходимо изготовить модель растительной клетки - целлофановый мешочек размером примерно с грецкий орех. Материалом для такого мешочка служит целлофан - синтетическая пленка, проницаемая для воды (целлофан моделирует оболочку растительной клетки). Такая пленка используется в торговле в качестве упаковочного материала для некоторых продуктов (например, сосисок, цветов). Пленка, применяемая для изготовления полиэтиленовых пакетов, не годится, так как не пропускает воду.

botanprakt_ris1Рис. 1. Опыт по изготовлению модели растительной клетки:
1 - трубка от пипетки; 
2 - целлофановый мешочек;
3- трубка;
4- пробка

Модель клетки изготавливается из маленького кусочка целлофана и небольшой стеклянной трубочки, например от аптечной пипетки (рис. 1). Целлофан предварительно смачивают водой и обсушивают при помощи газетной или промокательной бумаги. Пленка прикрепляется к трубочке с помощью колечка, которое делают из резиновой части пипетки. Важное условие при проведении опыта - герметичность соединения мешочка и трубки. Мешочек может быть и более сложной конструкции - в этом случае нужна пробка (рис. 1, б).

Для опытов также понадобятся:
-сироп, приготовленный из 2 частей сахарного песка и 1 части горячей воды; для большей наглядности опытов в сахарный сироп добавляют 1-2 капли туши или чернил;
-крахмальный клейстер, который готовится так: развести 1 чайную ложку крахмала в небольшом количестве холодной воды и затем постепенно влить ее в 1/3 стакана кипящей воды, все время помешивая ложкой;
-смесь сахарного песка и крахмала в пропорции 10:1.

ОПЫТ 1. ПОСТУПЛЕНИЕ ВОДЫ И РАСТВОРЕННЫХ В НЕЙ ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКУ
     Оборудование: модель растительной клетки (целлофановый мешочек с трубкой, заполненный смесью сахарного песка и крахмала или крахмальным клейстером); банка с водой; линейка; чернила или тушь; пластилин; проволока для крепления мешочка к банке; иголка; раствор йода; пипетка.

Постановка опыта
Вариант А. Мешочек, заполненный смесью сахарного песка и крахмала в пропорции 10:1, поместить на дно банки с небольшим количеством воды, подкрашенной 1-2 клидями чернил или туши (уровень воды не должен быть выше места крепления мешочка к трубке). Используя пластилин и проволоку, закрепить трубку на горлышке банки (рис. 2). Содержимое банки оставить на 1-2 ч.

botanprakt_ris2Рис. 2. Опыт 1:
1 - трубка от пипетки;
2 - проволока;
3 - пластилин;
4 - целлофановый мешочек;
5 - вода

Вариант Б. Мешочек с пробкой и вставленной в нее трубкой наполнить крахмальным клейстером. Используя пластилин и проволоку, закрепить мешочек на горлышке банки (рис. 2). В банку по стенке медленно налить воду - столько, чтобы ее уровень был не выше места крепления мешочка к трубке. Для наглядности опыта воду можно подкрасить 10-20 каплями раствора йода. Содержимое банки оставить на 1-2 ч.

Результаты опыта.
В ходе опыта подкрашенная вода будет подниматься по трубке. Отметьте фломастером на трубке уровень подъема воды. Крахмальный клейстер в мешочке постепенно окрашивается в темно-фиолетовый цвет.
     Для того чтобы убедиться, проникает ли вода в мешочек, достаньте мешочек из банки и проткните его иголкой. Если опыт получился, вы опытным путем доказали, что вода проникает сквозь оболочку клетки-модели.

Ответьте на вопрос. Какое значение для клетки имеет проницаемость ее оболочки для воды и непроницаемость для других веществ (избирательная проницаемость)?

ОПЫТ 2. ПОСТУПЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ИЗ ВОЗДУХА В КЛЕТКУ
botanprakt_ris3Рис. 3. Опыт 2: 
1 - крышка;
2 - целлофановый мешочек с крахмалом и сахарным песком;
3 - целлофановый мешочек с чистой водой;
4 - вода

Оборудование: модель растительной клетки - целлофановый мешочек без трубки и пробки; банка с водой; смесь сахарного песка и крахмала; нитка и проволока для прикрепления мешочка; раствор йода; пипетка. Постановка опыта Мешочек заполнить смесью сахарного песка и крахмала в пропорции 10:1, крепко завязать толстой ниткой и поместить в банку с кипяченой водой. Через 1-2 ч, когда мешочек набухнет, подвесить его над водой, в которую добавить 15-20 капель раствора йода. Рядом надо повесить второй такой же мешочек, но заполненный чистой водой.

Результаты опыта.
Спустя 20-25 мин содержимое первого мешочка окрасится в темно-фиолетовый цвет.

Ответьте на следующие вопросы. Какие вещества могут поступать в клетку, из воздуха? Как можно доказать это на опыте? Для чего в воду добавляют раствор йода? Для чего один мешочек наполняют смесью сахара и крахмала, а другой - чистой водой? Работа клеток каких органов растения моделируется в данном опыте?

ОПЫТ 3. ПОСТУПЛЕНИЕ РАСТВОРЕННЫХ В ВОДЕ ВЕЩЕСТВ ИЗ ПОЧВЫ В КЛЕТКУ

Оборудование: модель клетки - целлофановый мешочек, заполненный смесью сахарного песка и крахмала в пропорции 10:1;
банка с кипяченой водой; банка, заполненная промытым речным песком; раствор йода.

Постановка опыта
botanprakt_ris4Рис. 4. Опыт 3:
1 – целлофановый мешочек;
2 – мокрый песок

Мешочек со смесью сахарного песка и крахмала поместите на 1-2 ч для набухания в банку с кипяченой водой. Затем выньте его и положите в банку с песком, смоченным раствором йода в воде. Песок должен полностью покрывать набухший мешочек (рис. 4).

Результаты опыта.
Спустя 15-20 мин выньте мешочек из песка и промойте его в чистой воде. Содержимое мешочка окрасилось в темно-фиолетовый цвет.

Ответьте на следующие вопросы. Какие вещества могут поступать в клетку из почвы? Как можно обнаружить поступление этих веществ в опыте? Работа клеток каких органов растения моделируется в данном опыте?

ОПЫТ 4. ВЫРАЩИВАНИЕ РАСТЕНИЙ ПРИ РАЗНЫХ КОНЦЕНТРАЦИЯХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ
Объекты и оборудование: проростки фасоли в фазе первого настоящего листа; банки или бумажные пакетики из-под сока,

Постановка опыта
    В банки или пакеты с промытым и увлажненным песком высадить по 2-3 проростка фасоли. Через неделю оставить в каждой банке по одному, лучшему растению. В тот же день надо внести в песок приготовленные заранее растворы минеральных солей: в одну банку - 2 полные пипетки раствора азотной, 5 - калийной и 10 - фосфорной солей (наклейте на эту банку с растением этикетку «Больше солей»); во вторую банку добавить 3-4 капли азотной соли, 1/2 пипетки раствора калийной и 1-2 пипетки раствора фосфорной соли (наклейте этикетку «Меньше солей»); в третью банку растворов солей не вносите (этикетка - «Нет солей»). После внесения растворов солей полейте песок во всех банках одинаково - до полного смачивания. В ходе опыта поддерживайте нормальную влажность песка.

Результаты опыта.
Когда на растениях появится 6-7-й лист (примерно через месяц), отметьте разницу между растениями, выросшими в разных банках, по толщине и высоте стебля, величине листьев и т. п. Объясните результаты опыта.

ОПЫТ 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ БЕЛОЙ ОКРАСКИ ЛЕПЕСТКОВ У НЕКОТОРЫХ РАСТЕНИЙ
Объекты и оборудование: стакан; шприц; вода; лепестки цветков растений (лилия, нарцисс, жасмин садовый, груша, вишня, гвоздика).

Постановка опыта
Вариант 1. Возьмите лепесток выбранного вами цветка и осторожно сдавите его пальцами.
Результат опыта. Лепестки в результате сдавливания становятся бесцветными.
Ответьте на вопрос. Почему изменилась окраска лепестка?

Вариант 2. Положите несколько лепестков в стакан с водой на 2-3 ч.
Результат опыта. Вода через устьица проникнет в межклетники.
Ответьте на вопрос. Что произошло с окраской лепестков?

Вариант 3. Возьмите шприц без иглы. Положите в него лепестки цветка и наберите в шприц воды. Установите шприц наконечником вверх, задвиньте поршень, чтобы вытеснить воздух. После этого закройте пальцем отверстие наконечника и отведите поршень вниз. Через 1-2 мин вновь задвиньте поршень в шприц.
 
Результат опыта.
В результате изменения давления в шприце из лепестков начнут выделяться пузырьки воздуха.
 
Ответьте на вопрос.
Как изменится окраска лепестка, если поршень шприца вновь задвинуть?


ОПЫТ 6. ВЫДЕЛЕНИЕ ПИГМЕНТОВ ИЗ ЦВЕТКОВ. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ ПИГМЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДЫ
Объекты и оборудование: розовые, синие или фиолетовые цветки растений (например, фиалки узамбарской, или сенполии, анютиных глазок, колокольчиков); 2 стеклянные банки; уксусная кислота; питьевая сода; вода; промокательная или фильтровальная бумага; воронка.
 
Постановка опыта
Вариант 1. 20-30 лепестков поместите в банку и аккуратно залейте небольшим количеством только что снятой с огня кипящей воды (можно прокипятить лепестки в огнеупорной посуде на огне с небольшим количеством воды). При нагревании свыше 70 С оболочки клеток разрушаются и антоцианы, содержащиеся в клеточном соке, растворяются в воде. Вода при этом приобретает в соответствии с цветом лепестков розовую, синюю или фиолетовую окраску. Кипячение можно заменить растиранием лепестков с небольшим количеством речного песка каким-либо твердым предметом в стеклянной посуде и последующим добавлением к этой смеси воды.
 
Результат опыта.
Антоциан - водорастворимый и устойчивый к повышенной температуре пигмент, поэтому при нагревании лепестков в воде он не разрушается и окрашивает ее.
Вариант 2. Воспользуйтесь полученными растворами пигментов из варианта 1. В водный раствор с буровато-синей окраской добавьте несколько капель уксусной кислоты, а в раствор с розовой окраской - несколько крупинок питьевой соды (она создает щелочную среду в растворе).
 
Результат опыта. Окраска обоих растворов изменилась. При добавлении уксусной кислоты синяя окраска стала розовой, а при добавлении питьевой соды розовая окраска - синей.
     В природе можно наблюдать изменение голубой окраски лепестков, если, например, несколько цветков незабудки положить на муравейник. Муравьиная кислота изменит через некоторое время окраску цветков.

Ответьте на следующие вопросы. Какой станет окраска цветков, лежащих на муравейнике? В какой цвет окрашивает пигмент антоциан лепестки цветков? Как это зависит от условий среды?

ОПЫТ 7. ОКРАШИВАНИЕ ЦВЕТКОВ ИСКУССТВЕННЫМИ КРАСИТЕЛЯМИ
Объекты и оборудование: белые или окрашенные в светлые тона цветки с цветоножками различных растений (нарциссы, жасмин и др.); красные, синие и фиолетовые чернила; 3 банки.
 
Постановка опыта
В каждую банку налейте небольшое количество воды, окрашенной разными чернилами (цвет должен быть интенсивным), и поместите туда же цветки с цветоножками.
     Начинать опыт лучше с красных чернил, которые содержат краситель эозин, проникающий в лепестки за 20-30 мин.
Опыт можно сделать более интересным, если расщепить цветоножку или стебель соцветия и опустить их в банки с растворами чернил различного цвета.
 
Результаты опыта.
В зависимости от цвета растворов будет происходить окрашивание лепестков в один цвет или в несколько цветов. Мозаичное окрашивание хорошо удается на соцветиях белой сирени, рябины обыкновенной и боярышника.

Опыт 8: 1 - нет солей; 2 - меньше солей: 3 - больше солей заполненные промытым песком; пипетка; три раствора питательных солей, содержащих калий, азот и фосфор.
      Первые два раствора готовятся в небольших банках в 50 мл кипяченой воды. В одной банке растворяют 2 г нитрата натрия, в другой - 0,5 г хлорида калия. В третьей банке в 80 мл горячей воды растворяют 10 г суперфосфата, прозрачный раствор сливают и смешивают с 1/2 стакана кипяченой воды. На банки наклеивают этикетки: «Азот», «Калий», «Фосфор». 

 
 
Природные праздники


Автор проекта: Семерез Ольга Борисовна. 2011 г.